Размер шрифтов:
Изображения:
Фон:

 

Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
В период

с 28 июля 2018 г. 

по 20 сентября 2018 г.   с 10. 00  до 18.30 ч.

Без выходных.

Новости и мероприятия

3 февраля 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза Токареву Сергею Дмитриевичу за стойкость и мужество, проявленные во время героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» во льдах Северного Ледовитого океана

 

3 февраля 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза Токареву Сергею Дмитриевичу за стойкость и мужество, проявленные во время героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» во льдах  Северного Ледовитого океана 

 

Сергей Дмитриевич Токарев, второй механик ледокольного паро­хода «Георгий Седов» Арктического флота СССР. Родился в 1906 году в г. Вольске в семье рабочего. Работал на цементном заводе «Большевик». С 1931 года плавал на су­дах транспортного флота на Севере.

Летом 1937 года три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» — выполняли научные исследования в море Лаптевых. В октябре суда были затерты льдами недалеко от Новосибирских остро­вов и начали дрейфовать. В начале 1938 года на самолетах, пилотируе­мых известными полярными летчиками А.Д. Алексеевым, П.Г. Голови­ным и Г.К Орловым, с судов было вывезено на материк 184 человека.

Тем временем дрейф уносил корабли все дальше на северо-запад. В августе 1938 года по распоряжению советского пра­вительства на спасение кораблей вышел ледокол «Ермак». С помощью «Ермака» из льдов были выведены «Садко» и «Малыгин». Но «Седов», у которого в результате сжатия льдов вышло из строя рулевое управление, не смог следовать за ледоколом, и его оставили продолжать дрейф. В составе команды «Седова», состоявшей из 15 человек, был и Сергей Дмитриевич Токарев — второй механик парохода.

В сентябре 1938 года была предпринята вторая попытка освободить «Седов» из ледового плена, оказавшаяся, однако, безуспешной. Послан­ный для этой цели ледокол «И. Сталин» не смог пробиться сквозь тяже­лые льды.

Для седовцев наступили дни тяжелых испытаний, дни напряженной борьбы с грозными силами полярной стихии. Особенно трудная обста­новка сложилась 26 сентября 1938 года. От сильного сжатия льдов «Седов» получил крен около 30 градусов. Через невозвратный клапан отливного отверстия холодильника в машинное отделение хлынула вода. Несмотря на героические усилия, экипажу не удалось заделать пробоину изнутри. Вода прибывала, крен судна увеличивался с каждой минутой.

Чтобы спасти корабль, механик С.Д. Токарев и машинист Н.С. Ша­рыпов решили спуститься в ледяную воду и попробовать заделать от­ливное отверстие, которое ушло под воду метра на полтора. Они спусти­ли за борт резиновую шлюпку и, по очереди ныряя в воду, старались забить отверстие паклей и тряпками. Люди быстро коченели, руки и но­ги переставали их слушаться, но все-таки Токареву и Шарыпову после двадцати минут тяжелой и опасной работы удалось частично заделать отверстие. Приток воды уменьшился. Пользуясь ручной помпой, экипаж стал откачивать воду. А еще через некоторое время в одном из котлов были подняты пары, заработала мощная паровая помпа, вода быстро пошла на убыль, и судно стало выпрямляться.

812 дней пробыл «Седов» во льдах Ледовитого океана. Седовцы за это время собрали богатейший научный материал. Подвиг героев-поляр­ников изумил весь мир.

 

Источники:

 Н.М. Румянцев «Люди легендарного подвига». Саратов, 1968.