Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
понедельник- пятница
с 9.00 до 17.30

суббота – воскресенье
с 10.00 до 18.30

Новости и мероприятия

14 декабря в Саратовском историко-патриотическом комплексе «Музей боевой и трудовой славы» к 75-летию самолета - истребителя Як-1б №8110 открывается выставка «Две жизни боевого самолета».

 

 

  Выставка является партнерским выставочным проектом «Саратовского историко - патриотического комплекса «Музей боевой и трудовой славы» и Саратовского областного музея краеведения. Открытие выставки приурочено к 75-летию самолета - истребителя  Як-1б №8110 – экспоната Саратовского областного музея краеведения, который с 1991 года экспонируется в музее боевой и трудовой славы.

Истребитель Як-1 объединил судьбы двух наших земляков Ферапонта Петровича Головатого (1890-1951), солдата Первой мировой войны, награжденного тремя Георгиевскими крестами, крестьянина, Героя Социалистического Труда и Бориса Николаевича Еремина (1913-2005), летчика Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза. Представленные на выставке фотографии и документы повествуют о жизни, подвиге и дружбе двух героев - саратовцев.

В годы Великой Отечественной войны Ф.П. Головатый был инициатором почина по приобретению на личные сбережения военной техники для фронта. 15 декабря 1942 года он внес в Фонд обороны 100 тысяч рублей на покупку самолета - истребителя Як-1б, который был вручен летчику Б.Н. Еремину, уроженцу г. Саратова, воевавшему под Сталинградом. О дружбе, которая длилась долгие годы между Ферапонтом Петровичем и Борисом Николаевичем, свидетельствует письмо, адресованное лётчику. В 1944 году, после списания Як-1б, выработавшего свой ресурс, Ф.П. Головатый подарил Б.Н. Ерёмину второй истребитель Як-3. На выставке представлена фотография митинга, посвящённого вручению 2-го самолёта.

Жизненный путь единственного сохранившегося до наших дней истребителя Як-1б №8110 представлен в формуляре, переданном на выставку сотрудниками музея краеведения. Первая запись в журнале сделана 14 декабря 1942 года – в день выпуска Як-1 рабочими саратовского авиазавода. 15 декабря самолёт был принят военным представителем и с 18 декабря 1942 года числился за 31-м Гвардейским истребительным авиаполком, в котором служил Б.Н. Еремин.

С 24 декабря 1942 года до конца ноября 1943 года Б.Н. Ерёмин сбил на подаренном ему Як-1б семь самолетов противника. А с декабря 1943 года из-за выработки самолётом ресурса выполнялись лишь единичные вылеты. Последний вылет на Як-1Б №8110 продолжительностью 25 минут выполнил 26 февраля 1944 года лётчик Базлов. Дальнейшие полёты прекратили в связи с необходимостью замены лакокрасочного покрытия и частичной замены фанерной обшивки. Регламентные работы на самолёте продолжались до 20 апреля 1944 года.

По ходатайству Саратовского  краеведческого музея истребитель Як-1б был передан в Саратов, установлен на площади имени Н.Г.Чернышевского в центре города, затем экспонировался в Саратовском областном музее краеведения.

За 75 лет Як-1б дважды подвергался реставрации: в 1985 году и в 2013 году. В 1985 году самолет был реставрирован энтузиастами, специалистами Саратовского авиационного завода. Вызывают интерес фотографии, переданные инженером эксплуатации летательных аппаратов саратовского авиазавода Оганесом Владимировичем Арутюняном. В 2013 году на ОАО «356 авиационный ремонтный завод» г. Энгельса была проведена вторая реставрация истребителя Як-1б №8110. На выставке представлены фотографии, сделанные в момент разборки самолета в здании Саратовского государственного музея боевой славы и цехе предприятия.

История боевого самолёта-истребителя Як-1б стала символом единения трудового и воинского подвигов саратовцев – Героя Социалистического Труда, колхозника Ферапонта Петровича Головатого и Героя Советского Союза, боевого лётчика Бориса Николаевича Ерёмина.

Надеемся, что новая выставка вызовет интерес у саратовцев и гостей города.