Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
понедельник- пятница
с 9.00 до 17.30

суббота – воскресенье
с 10.00 до 18.30

«Из истории подводных сил России»

110-летию подводного флота России посвящается

19 марта в России отмечается День моряка-подводника – праздник, официально установленный приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в 1996 году. В марте 1906 года были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота. Как корабли 3-4 ранга в нее были включены подводные лодки, ранее числившиеся как миноносцы.
За 110 лет подводный флот нашей страны прошел путь от первой русской подлодки «Дельфин» до современных атомных подводных ракетоносцев. Модель одной из первых подводных лодок «Минога», построенной в 1905-1906 гг. по проекту И.Г. Бубнова, а также модели подводных лодок «Форель», С-8, «Акула», «Малютка» предоставлены на выставку саратовскими судомоделистами.
Новая выставка - совместный партнерский проект ГАУК «Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы» и ФГБУ «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны Российской Федерации, представивший саратовцам и гостям города уникальные фотографии и документы. Из Санкт-Петербурга на выставку переданы материалы, рассказывающие о нашем земляке Владимире Николаевиче Перегудове (1902-1967) – лауреате Государственной премии СССР и Ленинской премии, участнике Великой Отечественной войны, капитане 1-го ранга. Владимир Николаевич – уроженец г. Балаково Саратовской области, инженер-конструктор отечественных подводных лодок. В 1959 г. за выдающиеся заслуги в создании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский Комсомол» В.Н. Перегудову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Предметный ряд новой выставки составляют экспонаты из фондов Саратовского государственного музея боевой и трудовой славы, переданные нашими земляками – моряками-подводниками, в разное время служившими на Северном, Тихоокеанском, Балтийском флотах.
С подводным флотом нашей страны связано не одно поколение саратовцев, для которых флот стал судьбой. Материалы о них представлены на выставке. Особая страница истории – Великая Отечественная война 1941-1945 гг., к началу которой советский ВМФ насчитывал 212 подводных лодок. В обороне Ленинграда принимали участие саратовцы: Сергей Прокофьевич Лисин (1909-1992) – Герой Советского Союза, командир подводной лодки С-7, Михаил Никитович Матренин (1916-?) – штурманский электрик подводной лодки М-90, Михаил Васильевич Савельев (1912-1942) – капитан-лейтенант подводной лодки Щ-308, Алексей Иванович Нестеренко (1920-1974) – радист подводной лодки К-53. Все они служили на Балтийском флоте, сражаясь с врагом в крайне тяжелых условиях. Экипажи подводных лодок успешно преодолевали минные заграждения, выставленные в Финском заливе, выходили в открытое море, торпедировали транспорты, топили суда противника.
Участником исторического перехода советских подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный в 1942-1943 гг. был старшина электромеханической группы подводной лодки Л-15 Владимир Анатольевич Скородумов. Фотографии и документы военного времени, боевые награды отражают его боевой путь.
В послевоенные годы начинается новый этап в развитии подводного судостроения: создаются океанские ракетно-ядерные подводные лодки, а в 1958 году – атомная подводная лодка. О трагедии на советском атомном ракетоносце К-19 в 1961 году в Северной Атлантике рассказывают документы, фотографии, личные вещи, переданные непосредственными участниками тех событий: капитаном 2-го ранга, Почетным гражданином Саратовской области Михаилом Викторовичем Красичковым (1933-2009) и турбинистом К-19 Владимиром Петровичем Пируевым. Пятьдесят пять лет назад на субмарине произошла авария ядерного реактора. Благодаря мужеству и стойкости советских моряков-подводников был сохранен ракетоносец. Своими слаженными, высокопрофессиональными действиями экипаж предотвратил взрыв, который мог бы стать причиной глобальной экологической катастрофы. В спасении К-19 принимала участие подводная лодка С-266 под командованием капитана 1-го ранга Геннадия Ивановича Нефедова (1928-2004). Представленные на выставке военная форма, кортик, фотографии, документы были переданы в музей семьей Нефедовых.
Многие годы служил на Северном флоте ветеран Великой Отечественной войны, капитан 1-го ранга, кандидат военно-морских наук Олег Константинович Абрамов (1926-2007). В 1958 г., впервые в СССР, экипаж подводной лодки С-633 под его командованием совершил глубоководное погружение на предельную на тот период времени глубину- 300 метров. О заслугах О.К. Абрамова свидетельствуют его награды и документы.
На Северном флоте служил и капитан 2-го ранга, командир подводной лодки «Калуга» Борис Борисович Алютин. Как напоминание о службе на подводной лодке долгие годы хранил бескозырку с надписью «Северный флот», форменный ремень, фотографии старшина 2-й статьи Геннадий Степанович Папсуй (1946-2014). Сегодня эти реликвии экспонируются на выставке.
О службе на Тихоокеанском флоте в 1990-е гг. рассказывают экспонаты, переданные капитаном 3-го ранга Розборским Александром Петровичем, капитаном 3-го ранга Пыхтиным Андреем Егоровичем, старшиной 1-й статьи Филатовым Алексеем Николаевичем.
Трагическая страница истории российского подводного флота – гибель атомного подводного ракетного крейсера К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. В числе 118 погибших моряков, наш земляк, мичман Константин Владимирович Козырев (1976 - 2000). Личные вещи своего сына передала в музей Козырева Валентина Михайловна.
Судьба каждого моряка-подводника достойна уважения и восхищения. Уходят люди, но остается память о них, выполнивших свой воинский долг, проявивших мужество и героизм, как в военное, так и в мирное время!