Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
понедельник- пятница
с 9.00 до 17.30

суббота – воскресенье
с 10.00 до 18.30

«Легенды неба»

Выставка приурочена к 100-летию со дня образования Дальней авиации России и 60-летию 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии. Это совместный проект Саратовского государственного музея боевой славы, музея Дальней авиации и авиационной базы (Энгельс).
История создания тяжелой авиации России, связана с именем русского инженера И.И. Сикорского. Им спроектирован и построен тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Император Николай II 23 декабря 1914 г. издал Приказ о формировании первой бомбардировочной авиационной части - эскадры тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец». Этот день считается днём рождения Дальней авиации.
За годы Первой мировой войны авиация превратилась в самостоятельный род войск и стала подразделяться на разведывательную, бомбардировочную и истребительную. На выставке представлена экипировка лётчика того времени, его вооружение, а также макет самолёта «Илья Муромец».
В 1930-е - 1940-е гг. были приняты на вооружение бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А.Н. Туполева и ИЛ-4 конструкции С.В. Ильюшина - это позволило значительно увеличить боевой состав Дальней авиации. Изображение этих легендарных самолётов можно увидеть на фотографиях экспозиции.
Суровым испытанием для Военно-воздушных сил стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Уже в полдень 22 июня 1941 г. экипажи дальнебомбардировочных частей вступили в боевую схватку с фашистскими войсками. В суровые годы войны самолетный парк Дальней авиации пополнился бомбардировщиками Пе-8 и Ли-2, что позволило не только покрыть потери, доукомплектовать существующие части, но и сформировать новые.
Во второй половине 1940-х гг. международная обстановка приняла угрожающий характер. В 1946 г. Соединённые Штаты Америки, используя стратегическую авиацию, подвергли атомным бомбардировкам японские города Хиросима и Нагасаки. В ответ на это советское правительство приняло решение о создании подобной авиации в нашей стране. Уже в 1947 г. в Дальнюю авиацию приходит стратегический бомбардировщик Ту-4, в «арсенале» которого имелось ядерное оружие.
15 декабря 1954 г. была создана 201-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (тбад) в Энгельсе. В это время на вооружение принят первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16. Через два года самолетный парк Дальней авиации пополняет стратегический бомбардировщик Ту-95, еще через год — стратегический бомбардировщик 3М. Экспонируются фотографии этих самолётов, а также фото и личные вещи лётчиков и штурманов А.М. Борисова, Н.И. Еремеева, Г.М. Терёхина и других ветеранов 201-й дивизии.
В 1960-е гг. на вооружение поступают дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. Дальняя авиация становится ракетоносной и одной из составляющих частей стратегических ядерных сил, наравне с подводными лодками и ракетами. На выставке привлекает внимание фрагмент крылатой ракеты Х-555. В полете она не только меняет высоту, но может огибать рельеф поверхности земли. Против нее бессильны современные зенитно-ракетные комплексы. Точность попадания в цель плюс-минус несколько сантиметров.
После распада Советского Союза 201тбад была преобразована в 22-ю гвардейскую Краснознаменную Донбасскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию (тбад).
В 2009 г. 22 гв. тбад была переименована в 6950 гвардейскую авиационную Донбасскую Краснознамённую базу, район базирования г. Энгельс. В настоящее время на вооружении Дальней авиации, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, а также самолеты-заправщики Ил-78.
В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 1920-х — начале 1930-х гг., некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС — в честь городов России.
18 сентября 2003 г. разбился стратегический бомбардировщик Ту-160 «Михаил Громов». Экипаж во главе с командиром Ю.М. Дейнеко совершал плановый облет после замены одного из четырёх двигателей, когда произошло разрушение ряда конструкций самолета, вызвавших пожар на борту. Юрий Михайлович успел отвернуть падающий самолет от крупнейшего в Европе газохранилища в районе п. Степное Саратовской области. Все члены экипажа погибли в воздухе. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, подполковнику Дейнеко Ю.М. присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). На выставке представлены награды, фотографии и образцы его творчества, которым Юрий Михайлович увлекался в свободное время.
Бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 - главный резерв Верховного Главнокомандующего на случай ядерной войны после ракетных войск стратегического назначения и стратегических атомных подводных лодок. 16 августа 2005 г. президент РФ В.В. Путин совершил полёт на Ту-160. Во время полёта он находился в кресле командира экипажа самолёта «Павел Таран». В полёте производились пуски крылатых ракет, дозаправка в воздухе и выход на сверхзвуковую скорость. Фотография В.В. Путина с членами экипажа Ту-160 экспонируется на выставке.
Одной из основных задач Дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. 10 сентября 2008 г. два бомбардировщика Ту-160 совершили перелёт с места базирования на аэродром Либертадор в Венесуэле. На борту самолётов не было ядерного оружия, но имелись учебные ракеты, с помощью которых отрабатывалось их боевое применение.
Стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС неоднократно принимали участие в воздушной части Парада Победы на Красной площади 9 мая. Представлена фотография с дарственной надписью музею боевой славы, сделанная из кабины Ту-160 во время пролёта над Красной площадью.
Центральное место экспозиции занимает авиационное вооружение: пулемёты ШКАС и УБ 12,7, бомбы и бомбо-контейнер, а также некатапультируемое кресло командира корабля Ту-95К-22 и «чёрный ящик» самолёта Ту-22.
Качественно дополняют выставку модели самолётов из коллекции генерал-майора авиации В.В. Мохова, заслуженного военного лётчика, командира 201-й тбад с 1989 по 1994 гг. Украсили и оживили экспозицию живописные работы майора запаса, военного штурмана В.П. Ефремова, самодеятельного художника.
За прошедшие сто лет Дальняя авиация прошла путь от хрупкого сооружения из нагромождения тросов, полотна и фанеры до сверхзвуковых мощных межконтинентальных ракетоносцев с изменяемой геометрией крыла. В 1920-е - 1940-е гг. бомбардировщик был вооружён 2-4-мя тоннами авиабомб, во второй половине 1940-х гг. один самолёт Дальней авиации мог уничтожить целый город, а в 1960-х гг. – целую страну. Возможности современных ракетоносцев еще более масштабны. Поэтому Дальняя авиация была и остается надёжным средством ядерного сдерживания в современном многополярном мире.