Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
понедельник- пятница
с 9.00 до 17.30

суббота – воскресенье
с 10.00 до 18.30

«Военная авиация России. История и современность»

История Военно-воздушных сил России, богатая множеством славных и героических страниц, своими корнями уходит в 1912 год, когда Главное инженерное управление передало вопросы организации воздухоплавания и авиации сухопутных войск в ведение Главного управления Генерального штаба. 12 августа 1912 года в Военном ведомстве приказом № 397 была сформирована специальная воздухоплавательная часть. С 1997 года Указом Президента Российской Федерации 12 августа отмечается День Военно-воздушных сил России.
На выставке представлены почтовые марки, карточки, конверты, значки и фотографии из коллекции Саратовского государственного музея боевой славы, на которых изображены летательные аппараты, созданные в разные периоды времени. Среди них самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, возможно, первый в мире самолёт, отделившийся от земли с человеком на борту. Экспонаты выставки знакомят с самолётами, сконструированными в 1911-1912 годах потомственным инженером, преподавателем Санкт-Петербургского политехнического института Яковом Модестовичем Гаккелем и владельцем технической конторы по водопроводу и канализации в Санкт-Петербурге Иваном Ивановичем Стеглау. Экспонируется почтовая марка с изображением родоначальника дальней авиации России, первого бомбардировщика «Илья Муромец», который в 1913 году построил русский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский.
Центральным экспонатом выставки стала подшивка журнала «Искры» за 1914 год, в одном из номеров которого опубликована статья о гибели легендарного пилота Петра Николаевича Нестерова. Его имя стало широко известно 9 сентября 1913 года, когда он на военном самолете «Ньюпор» выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, известную ныне как «мёртвая петля». Год спустя командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан П.Н. Нестеров ценой собственной жизни уничтожил австрийский самолет-разведчик, совершив впервые в мире воздушный таран.
Вторая мировая война стала испытанием для ВВС. Советские военно-воздушные силы внесли значительный вклад в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. За 1941-1945 годы было выпущено более 108 тысяч боевых самолётов. На выставке представлены значки и марки с изображением истребителей Як-1, Як-3, Ла-5, Ла-7, МиГ-3, бомбардировщиков Ил-4, Пе-2, Пе-8, Ту-2, штурмовика Ил-2 и других самолётов, принимавших участие в военных действиях, а также Би-1 – первого ракетного самолёта-истребителя с жидкостным ракетным двигателем.
Основой современных Военно-воздушных сил являются самолёты с точными надёжными средствами обнаружения противника, они оснащены навигационной аппаратурой и совершенным ракетным вооружением. Наши военные самолёты обладают большой ударной мощью и способны влиять на ход крупных военных действий.
В настоящее время на вооружении дальней авиации состоят Ту-160 - сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160 самый тяжёлый боевой самолёт в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу, которому пилоты дали имя «Белый лебедь». В 1992 году первые самолёты этого типа поступили на вооружение 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка ВВС России, базировавшегося на авиабазе г. Энгельс Саратовской области.
Большинство российских бомбардировщиков Ту-160, как боевые корабли, носят индивидуальные названия. На выставке – фотография Ту-160 «Александр Голованов». Имя Александра Евгеньевича Голованова – Главного маршала авиации, командующего дальней авиацией СССР, было присвоено самолёту в 1999 году.
Когда-то военная авиация начиналась с фанерных поршневых самолётов, сейчас она имеет сверхзвуковые авиамашины четвёртого и пятого поколений.
Долгий путь преодолели летательные аппараты, прежде чем стали теми современными самолётами, которые мы привыкли видеть сегодня. Авиаконструкторы решали всё новые и новые проблемы в стремлении усовершенствовать эти машины. Самолёты прошли огромный путь эволюционного развития от древесных и тканых до полностью алюминиевых. Сейчас трудно представить, как будут выглядеть летательные аппараты ещё через 100 лет.