Время работы музея

С 9.00 до 17.30 часов
без выходных.
Последний четверг каждого
месяца - санитарный день


Режим работы музея
в летнее время:
понедельник- пятница
с 9.00 до 17.30

суббота – воскресенье
с 10.00 до 18.30

«Время незабвенное» Время славы и восторга!»

Выставка «Время незабвенное! Время славы и восторга!» посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 г. На ней представлены предметы филокартии, филателии, нумизматики нач. 20 - 21 в. Особую культурную ценность имеют подлинные почтовые карточки, выпущенные в начале 20 века к 100-летнему юбилею войны. На почтовых карточках репродуцированы художественные полотна российских и европейских художников, отразивших в своем творчестве данную тематику. Значительное место занимают карточки с репродукциями картин русского художника-баталиста В.В. Верещагина (1842-1904), который создал серию картин и этюдов о Наполеоновской кампании в России. Его работы отличает правдивость, документальная обоснованность, глубина содержания, широта охвата и эмоциональная страстность. По своей композиции картины наполеоновской серии жизненны и правдивы, как на карточке «Наполеон I на Бородинских высотах», где французский император наблюдает с холма за ходом Бородинского сражения. Другая карточка посвящена совету в Городне в ночь на 25 октября 1812 г. перед принятием французами решения об отступлении по старой Смоленской дороге. Пожары в Москве также отразил в своих работах художник. Самая знаменитая картина В.В. Верещагина «Партизаны» посвящена крестьянской борьбе с неприятелем. В центре её – руководитель одного из партизанских отрядов Семен Архипович. Художник создал обобщенный типический образ героя партизанского движения.
Картины о пожарах – тема ещё одного русского художника В.П. Верещагина (1835-1909). Карточка с картины «Сквозь пожар» представлена на выставке. Имя художника-баталиста А.Д. Кившенко (1851-1895) широко известно в нашей стране. Он - автор одного из лучших полотен русской исторической живописи «Военный Совет в Филях в 1812 г.». Именно на этом совете было принято судьбоносное решение о сдаче Москвы французам. Слова фельдмаршала М.И. Кутузова: «С потерею Москвы не потеряна ещё Россия…Приказываю отступать!», - стали известны всей России.
С 1905 по 1917 год тема Отечественной войны 1812 года успешно разрабатывалась художником А.П. Апситом (Апситис). Почтовые карточки с репродукциями его работ посвящены партизанскому движению и Бородинскому сражению. Наиболее широко отражают народный характер войны 1812 года листы политической графики, которую чаще называют «карикатурой 1812 года». Карикатуры высмеивали французскую армию и самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев. На выставке показаны несколько карточек из комплекта «Отечественная война 1812 г. в изобразительном искусстве», на которых репродуцированы карикатуры художника А.Г. Венецианова (1780-1847), выполненные им в 1812 году.
Лепту в изображение наполеоновских войн внесли и европейские художники. Немецкий художник Петер Гесс (1792-1855) создал цикл полотен «Сражения 1812 года». Репродукции двух картин представлены на почтовых карточках «Сражение под Смоленском 5 августа 1812 г.» и «Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г.». Мастер батальных сцен
В.В. Мазуровский (1859-1944) – русский художник польского происхождения. Художественное издание компании «Зингер» выпустило почтовую карточку с репродукцией картины этого автора «Встреча разъезда французских гусар с русской пехотной заставой накануне бородинского боя». Хромолитографии с оригиналов польского художника-баталиста Ежи Коссака (1886-1955) «Сожжение знамен» и «Отступление армии Наполеона из-под Москвы» были отпечатаны во Франции и Кракове соответственно. Сюжет «Сожжение знамен» рассказывает о том, что после боев под Красным Наполеон приказал собрать и принести к себе знамена всех полков и сжечь их. Знамена в его армии назывались орлами, так как древко их с 1804 года было увенчано орлом, в подражание римским легионерам. Наполеон сидит перед костром, в котором сжигаются «орлы». Под картиной автор поставил изречение: «Так проходит слава мира сего».
Все произведения, созданные и посвященные войне 1812 года, сохранили для нас патриотический дух этого героического времени. В годы Великой Отечественной войны вновь мощно зазвучала тема войны 1812 года. Было издано множество почтовых карточек, художественных бланков для письма с изображениями русских полководцев, сцен битв, в том числе Отечественной войны 1812 г. Эти издания играли большую агитационную роль в деле разгрома фашистских захватчиков.
В послевоенное время было выпущено достаточно много филателистической и нумизматической продукции, увековечившей память о событиях Отечественной войны 1812 года. Саратовский скульптор В.Н. Ощепков (1934-2010) создал галерею образов русских полководцев. Барельефный портрет М.И. Кутузова (2003 г.) из коллекции музея представлен на этой выставке. К 200-летнему юбилею Почтой России в 2012 г. выпущена почтовая марка «Триумфальные ворота». Триумфальная арка в Москве была возведена в 1829-1834 гг. (архитектор О.И. Бове) в честь 20-летия окончания войны. Ярким иллюстративным дополнением выставки служат открытки из набора «Музей-панорама «Бородинская битва». Художественное наследие, связанное с Отечественной войной 1812 года, в оригиналах, хромолитографиях, почтовых карточках, марках, монетах и других предметах зримо и объемно представляет нам события той героической эпохи, позволяет сохранить память и пережить патриотические чувства и испытать гордость за свой народ и страну.