О саратовцах, защищавших блокадный Ленинград
В экспозиции "Трагедия и подвиг. Век ΧΧ" музея боевой и трудовой славы представлены экспонаты, рассказывающие о наших земляках - участниках обороны Ленинграда. 10 июля 1941 г. началась одна из самых ожесточённых битв Великой Отечественной войны – битва за Ленинград. В результате героических действий советских войск и флота план врага по захвату Ленинграда с ходу был сорван. Однако, 8 сентября 1941 г. немецко-фашистская армия сумела захватить город Шлиссельбург (Орешек) и выйти к Ладожскому озеру, тем самым, отрезав город с суши. Так началась, блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня (8 сентября 1941 г. - 27 января 1944 г.). Фашисты обрушили на город десятки тысяч фугасных и зажигательных бомб, артиллерийских снарядов, но защитники города не дрогнули. Скованный холодом и голодом, связанный с Большой землей лишь тоненькой ниточкой «Дороги жизни» через Ладогу, город жил, творил, ковал оружие. И банкет в гостинице «Астория», на который гитлеровское командование уже отпечатало приглашения, не состоялся ни в сентябре 1941 г., ни позднее.
Битва за Ленинград имела большое политическое и военно-стратегическое значение. Оттянув на себя крупные силы немецко-фашистских войск и всю финскую армию, сражение у стен Ленинграда оказало значительное влияние на ход боевых действий на других участках советско-германского фронта. Разгромом врага закончилась героическая эпопея Ленинграда.
В защите Ленинграда принимали участие и моряки-подводники Балтийского флота – наши земляки. Служба на подводной лодке особая – закаляет человека и физически, и морально. Подводник, как и сапер, ошибается однажды, даже малейший промах не допустим. Две главные опасности для подводной лодки, особенно в годы войны: повреждения при ударе о твердый предмет и пожар. При попадании в аккумуляторную батарею морской воды выделялось такое количество хлора, что никакие противогазы не в состоянии были спасти от него человека. А дым мог быть гибельным для всего экипажа. Основная же опасность исходила, прежде всего, от торпедных залпов с корабля или подлодки противника. На себе испытал это командир подводной лодки С-7 Сергей Прокофьевич Лисин (1909-1991).
С 1931г. он на флоте, участвовал в войне за независимость Испанской республики, а в годы Великой Отечественной войны моряк С.П. Лисин воевал на Балтийском флоте. За всю кампанию 1942 г. ни одна подводная лодка Балтийского флота не имела такого результата, как С-7: за 38 суток автономного плавания экипаж С.П. Лисина потопил четыре вражеских транспорта и один транспорт заставил выброситься на мель. Все моряки подводной лодки были награждены орденами Боевого Красного Знамени, а командир С.П. Лисин представлен к званию Героя Советского Союза.
Лодки IX серии – типа «С» превосходили по вооружению, скорости надводного хода, дальности плавания лодки серии «Щ». На лодках типа «С» было применено много новинок. В августе 1941 г. впервые применили размагничивание корпуса для защиты от магнитных неконтактных мин. В 1944 г. они были вооружены новыми электрическими торпедами. Лодки этой серии оказались одними из самых эффективных среди советских боевых кораблей.
24 октября 1942 г. в газетах был опубликован Указ о присвоении командиру подводной лодки капитану 3-го ранга Лисину Сергею Прокофьевичу звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Командование послало С.П. Лисину радиограмму о награждении, но напрасно они ждали ответа, лодка молчала. В тот же день шведское радио сообщило о потоплении в районе Аландского архипелага советской субмарины. Что же произошло с ней во время осеннего похода 1942 г.
Летом 1942 г. подводная лодка С-7 вышла в автономное плавание. Успешно форсировав минные заграждения, С.П. Лисин послал в штаб радиограмму. Враг сразу же ее запеленговал. За подводной лодкой началась охота. Ночью 21 октября пасмурная погода позволила подводной лодке всплыть для зарядки аккумуляторов. На мостик поднялось несколько человек экипажа. При лунном свете вахтенный офицер финской подводной лодки «Весихииси» («Морской черт») заметил советскую субмарину. В 20 часов 45 минут С-7 была торпедирована и мгновенно разломилась и пошла на дно. С.П. Лисин и сигнальщики, стоявшие на мостике, увидели яркую вспышку, услышали взрыв. Их швырнуло в ледяную воду. От страшного удара взрывной волны Сергей Прокофьевич потерял сознание.
Немецкое командование запрещало спасать экипаж потопленных судов противника: «Спасение противоречило самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд», - по мнению фашистского адмирала Дейница.
Финская подводная лодка, на которую не распространялся этот приказ, подобрала четверых, оставшихся в живых советских подводников. Почти два года Сергей Прокофьевич Лисин находился в плену. Пришлось пережить плен, допросы, голод. Осенью 1944 г. после выхода Финляндии из войны моряки были освобождены из плена. И только в 1945 г. он получил заслуженную награду «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.
После войны С. П. Лисин продолжил службу на Дальнем Востоке, долгие годы преподавал в Ленинграде. Скончался 5 января 1992 г. в г. Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
В Хельсинки, как памятник, стоит подводная лодка, одна из тех, что охотилась за С-7 и бывший командир которой, капитан-лейтенант Айтолла, торпедировал со своего «Морского чёрта» нашу С-7.
На фотографии 1944 г. в экспозиции музея боевой славы вы увидите штурманского электрика подводной лодки М-90 Михаила Никитовича Матренина. Этот снимок был сделан в Ленинграде для одной из фронтовых газет. Михаил Никитович среди моряков, удостоенных награды «За оборону Ленинграда». Судьба нашего земляка с 1939 г., когда он был призван в Учебный отряд подводного плавания им. С.М. Кирова, по 1947 г. была связна с Балтийским флотом. 22 июня 1941 г. он находился в г. Таллинне, в доке подводных лодок. Все годы войны моряк-подводник М.Н. Матренин сражался на подводной лодке типа «М» (Малютка), участвуя в защите Ленинграда. Экипажу М-90 везло: ни разу их подводная лодка не была повреждена. День Победы он встретил в Финляндии. А 12 марта 1947 г. – демобилизовался и вернулся в Саратов. До 1971 г. работал на ГПЗ-3 электриком.
Прошел огненные годы войны на подводной лодке серии «Л» («Ленинец») саратовец Владимир Анатольевич Скородумов. В 1939 г. он по комсомольскому набору был призван из института в школу подводного плавания Тихоокеанского флота. В 1940 г. направлен старшиной электромеханической группы в 3-й отдельный дивизион подводных лодок Тихоокеанского флота. В Петропавловске - Камчатском Владимир Скородумов служил на подводной лодке «Л-11» до августа 1942 г.
Осенью 1942 г. отряд подводных лодок отправился с Тихоокеанского флота северным морским путем вдоль американского побережья на Северный флот. Необходимо было усилить Северный флот 6 подводными лодками за счет перевода их с Тихоокеанского флота через Панамский канал в Мурманск. Подводная лодка «Л-15», на которой служил В. А. Скородумов, участвовала в этом походе. Лодки шли в надводном положении: впереди «Л-16», за ней «Л-15». На глазах экипажа «Л-15» подводная лодка «Л-16» была торпедирована японской субмариной в Тихом океане. Погибли 56 подводников. А командир «Л-15» сумел довести лодку до Калифорнии. В декабре из Галифакса «Л-15» отправилась к родным берегам, и только 29 мая 1943 г. экипаж достиг п. Полярное.
Пройдя порты США, Канады, Англии, впервые в истории отечественного подводного флота 5 советских дизельных лодок совершили столь длительный переход длиною в 16.205 миль за 64 суток, пройдя 7 морей и 2 океана, получив ценный опыт взаимодействия с кораблями иностранных государств. Участником этого исторического похода был наш земляк - старшина электромеханической группы Владимир Скородумов.
В 1943 г. экипаж подводной лодки «Л-15», уже на Северном флоте, получил приказ: «Заблокировать врага во фьорде Северного моря». Во время боевого похода страшной силы удары сотрясали корпус подводной лодки. Шансов на спасение оставалось мало – немецкие катера закрыли выход из фьорда. Прозвучала команда всплытия и артподготовки. Прямым попаданием из орудия был потоплен вражеский катер. А когда вышли в море, встретили фашистский транспорт, который потопили торпедным залпом из подводного положения. За этот бой многие члены экипажа подводной лодки получили награды, а старшина электротехнической группы В.А. Скородумов был удостоен ордена Красной Звезды. А всего экипаж подводной лодки «Ленинец -15» за один только 1943 г. сделал 40 боевых выходов в тыл врага.
С 1945 г. Владимир Анатольевич Скородумов вновь на Тихом океане, участвовал в войне с Японией. За освобождение Курильских островов он был награжден медалью «За боевые заслуги».
С 1945 г. по 1948 г. старший лейтенант Скородумов служил начальником аккумуляторного цеха бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. А после войны и службы на флоте Скородумов вернулся в родной Саратов, где проработал с 1948 г. по 1996 г. на заводе свинцовых аккумуляторов (сейчас «Электроисточник»). В экспозиции представлен гюйс моряка-подводника В.А. Скородумова.
На Ленинградском фронте сражался и Василий Николаевич Кошкин. Он был призван в действующую Армию в 1942 г. Затем обучался на курсах минометчиков в г. Москве. С августа 1942 г. он подрывник на фронте в составе 558 отдельного гвардейского минометного дивизиона (в конце войны 12 минометная бригада). Из воспоминаний Василия Николаевича: «Бойцы устанавливали пусковые установки М-30, М-31 со снарядами только ночью, на переднем крае, били по укрепленным районам противника. 64 мины должны были израсходовать за 15 минут. Каждый снаряд весил 80 кг и дальность полета его –2 км 800 м, бойцы называли установки «Ванюшами».
Сражался В.Н. Кошкин на Калининском, Ленинградском, Волховском, 2 и 3 Прибалтийских фронтах. С сентября 1945 г. по октябрь 1945 г. он автоматчик в 145-ом запасном стрелковом полку. Награжден медалью "За оборону Ленинграда", двумя медалями "За отвагу".
В.Н. Кошкин родился 16 декабря 1923 г. в с. Идолга Татищевского района Саратовской области. В 1939 г. окончил Саратовское техническое училище (ныне колледж П.Н. Яблочкова), работал электромонтером 7 разряда. После Великой Отечественной войны вернулся в г. Саратов, работал электриком на маслозаводе, в СГУ, молкомбинате до 1983 г.
На рассвете 10 июня 1944 г. войска Ленинградского фронта перешли в наступление. Враг считал укрепленные позиции на Карельском перешейке неприступными. На участке, где должен был наступать батальон капитана Иллариона Степановича Зенина, противник имел два артиллерийских и три пулеметных дота.
Сопротивление противника усиливалось, ожили некоторые огневые точки. Наступление наших войск приостановилось. Капитан Зенин с автоматом в руках выдвинулся вперед, все услышали его звучный голос: «Коммунисты вперед!». Вслед за комбатом поползли к вражеским укреплениям по три-четыре человека из каждого взвода. За ними устремились остальные бойцы. В траншеи полетели ручные гранаты, враг был смят и уничтожен. За первый час боя батальон Зенина углубился в оборону противника на 4 км. Это был наибольший успех не только в полосе дивизии, но и всей 21–й Армии. По приказу Зенина рота старшего лейтенанта Рычихина совершила глубокий обход левого фланга обороны финнов и нанесла внезапный удар по опорному пункту с тыла. В это время другие роты атаковали противника с фронта. Враг в панике бежал, оставив на поле боя тяжелое оружие и боеприпасы. Успех батальона Зенина был немедленно использован нашим командованием. В бой вступил второй эшелон, а позднее на этом же участке ввел в сражение свежие силы командующий армией. Оборона врага рухнула, фашисты стремительно отступили.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Иллариону Степановичу Зенину было присвоено 21 июля 1944 г. за личную храбрость и умелое командование батальоном при прорыве укрепленной полосы противника на Карельском перешейке. Среди наград И.С. Зенина и медаль «За оборону Ленинграда».
Родился И.С. Зенин в 1916 г. в с. Красное Знамя Аркадакского (бывш. Кистендейского) района в семье крестьянина. Окончил 2 курса Саратовского геодезического техникума и училище МВД. Принимал участие в обороне крепости Орешек, в боях у поселка Невская Дубровка, прорыве блокады Ленинграда, освобождении Ленинградской области и Эстонии. Он служил в Советской Армии до 1958 г. Уволившись в запас по болезни в звании подполковника, он остался в городе-герое Ленинграде, который защищал в суровые годы войны.
На фотографии 1943 г. Николай Емельянович Нечаев, капитан, помощник начальника оперативного отдела штаба 67-ой Армии, всю войну прослуживший на Ленинградском фронте.
Саратовцы гордятся своими земляками – защитниками осажденного Ленинграда!